Медиация

Примирительные процедуры. Медиация
Согласно части 2 статьи 138 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут урегулировать спор, заключив мировое соглашение или применяя другие примирительные процедуры, в том числе процедуру медиации, если это не противоречит федеральному закону.
Примирительные процедуры рассматриваются в качестве методов разрешения спора, которые направлены на взаимоприемлемое урегулирование и разрешение возникших разногласий на основе добровольного волеизъявления сторон. При этом стороны могут примириться, как до обращения в суд, так и на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.
Участники спорных правоотношений вправе использовать любые примирительные процедуры, если это не противоречит федеральным законам. Однако наиболее популярными примирительными процедурами на сегодняшний день являются переговоры и медиация, результатами которых является выработка сторонами наиболее оптимального решения конфликтной ситуации.
Переговоры - вид примирительной процедуры, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны. В итоге стороны самостоятельно урегулируют конфликт.
Медиация - процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения (порядок и особенности проведения процедуры медиации регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее - Закон о медиации).
Указанные примирительные процедуры обладают рядом положительных качеств:
  • Эффективность: договоренности, достигнутые сторонами в процессе проведения примирительных процедур, исполняются чаще, чем судебные решения.
  • Невысокие затраты: использование примирительных процедур не влечет необходимость несения судебных расходов; в случае заключения сторонами мирового соглашения возвращается 50% госпошлины.
  • Оперативность: при желании можно урегулировать спор за небольшой временной промежуток.
  • Сохранение деловых связей: в случае примирения деловые отношения сторон не только сохранятся, но и станут еще крепче.
  • Сотрудничество и равноправия сторон: в процессе поиска вариантов урегулирования спора стороны должны содействовать друг другу в достижении конечного результата. Равноправие сторон обеспечивается тем, что ни одна из сторон не имеет преимуществ по отношению к другой.

Возможность сторонам самим управлять и владеть процессом примирения: используя примирительные процедуры, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их результату примирения, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимается судом.

Конфиденциальность: информация и документы, используемые при проведении примирительных процедур, не подлежат разглашению, если иное не предусмотрено соглашением сторон, что позволяет избежать разглашения конфиденциальной информации.

Нацеленность на удовлетворение интересов каждой из сторон: использование примирительных процедур позволяет удовлетворить действительные интересы сторон.

Выбор посредника (медиатора): при использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе самостоятельно выбрать лицо, содействующее урегулированию спора, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет авторитет результата примирения.

Комфорт, доверие и сотрудничество: отсутствие необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики создает психологический комфорт для участников спора, атмосферу доверия и сотрудничества.

Необходимо обратить внимание, что для того, чтобы воспользоваться примирительными процедурами в арбитражном процессе необходимо обратиться к судье с письменным ходатайством об объявлении перерыва в судебном заседании (проведение переговоров) или об отложении судебного разбирательства (проведение переговоров или процедуры медиации).
 
Результатом примирения в арбитражном процессе по делам, возникающим из гражданских правоотношений, могут явиться:

• мировое соглашение (ст.   ст. 139 - 142 АПК РФ);

• отказ от иска (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);

• признание иска (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);

• признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);

• заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ).

Результатом примирения в арбитражном процессе по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, могут явиться:
  • соглашение (гл. 15, ст. 190 АПК РФ);
  • отказ от требований (ч. 2 ст. 49 АПК РФ);
  • признание требований (ч. 3 ст. 49 АПК РФ);
  • признание фактических обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ);
  • заключение соглашения о признании обстоятельств дела (ст. 70 АПК РФ).
Особенности переговоров, как вида примирительной процедуры
Переговоры - одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, поскольку переговоры не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение предмета спора.
Переговоры могут происходить как до, так и после возбуждения дела в суде. Однако чем раньше начнутся переговоры, чем быстрее конфликт будет урегулирован, тем больше преимуществ получат стороны.
Переговоры могут проходить в устной и в письменной формах.
Особой разновидностью переговоров в письменной форме является претензионный порядок урегулирования конфликтов. Суть этого порядка заключается в том, что одна сторона, не довольная нарушением договора другой стороной, пишет ей письменную претензию. Другая сторона должна рассмотреть эту претензию и ответить на нее.
Различают два вида претензионного порядка урегулирования споров: обязательный и добровольный. К добровольному претензионному порядку урегулирования споров стороны прибегают по своей воле при отсутствии закона, который бы обязывал их к этому. Обязательный претензионный порядок состоит в том, что суд не рассматривает заявление до тех пор, пока стороны не соблюли этот порядок.
В Российской Федерации претензионный порядок урегулирования споров является обязательным только в двух случаях: если он предусмотрен законом или если стороны сами договорились о предварительном урегулировании возникших разногласий по договору.
Однако в качестве общего правила установлена добровольность претензионного досудебного порядка урегулирования споров. По большинству правоотношений любое лицо вправе обратиться непосредственно в суд, не предпринимая абсолютно никаких мер по самостоятельному разрешению конфликта. Суд обязан рассмотреть такой экономический спор и вынести по нему решение без учета того обстоятельства, что стороны могли решить этот спор самостоятельно, без обращения в арбитражный суд. Возникает вопрос, насколько такое положение обоснованно особенно в условиях постоянного роста количества споров в судах.
 
Особенности медиации, как вида примирительной процедуры
В Законе о медиации предусмотрена возможность проведения процедуры медиации, как в порядке досудебного разрешения спора, так и в рамках гражданского, арбитражного или третейского разбирательства.
Процедура медиации предусматривает, что медиатор не навязывает сторонам свое решение конфликтной ситуации, не занимает чью-то сторону, а фокусирует внимание на интересах сторон, которые сами принимают решение по всем ключевым вопросам.
Медиатор вправе проводить конфиденциальные встречи с каждой стороной спора с тем, чтобы получить от них дополнительную информацию, имеющую важное значение для успешного урегулирования конфликта, но которую стороны по каким-либо причинам не могут доверить друг другу. Это помогает определить их общие интересы, которые часто в пылу спора они сами не замечают.
Для проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, одним из основных видов деятельности которых является деятельность по организации проведения процедуры медиации (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).
В процессе поиска медиатора, практикующего в конкретном регионе России, можно использовать любые доступные источники информации, начиная от рекомендаций и заканчивая поисковыми системами и специализированными сайтами в сети Интернет.
Также можно обратиться в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, которая может рекомендовать кандидатуру медиатора, кандидатуры медиаторов или назначить их в случае, если стороны направили соответствующее обращение в указанную организацию на основании соглашения о проведении процедуры медиации (ч. 3 ст. 9 Закона о медиации).
Например, дополнительную информацию вы можете получить на официальном сайте Ресурсного центра медиации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"(mediators.ru).

Примерная форма медиативного соглашения

Образец по утверждению медиативного соглашения и прекращении производства по делу