Процесс

Третейские суды

1 ноября 2017 г. закончился переходный период реформы арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации. В связи с этим Министерство юстиции Российской Федерации разъясняет основные последствия окончания переходного периода для физических и юридических лиц.

С 1 ноября 2017 г. для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Двум арбитражным институтам данное право предоставлено федеральным законом, остальным учреждениям оно предоставляется актом Правительства Российской Федерации.

Информация о новых арбитражных учреждениях, получивших право администрировать арбитраж, размещается на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (вкладка «Деятельность в сфере третейского разбирательства»).

Постоянно действующие арбитражные учреждения и третейские суды, не получившие права администрировать арбитраж, не могут осуществлять эту деятельность. В отсутствие данного права учреждение, например, не может назначать или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы.

Таким образом, учреждения, не входящие в данный список, не имеют права администрировать арбитраж после 01 ноября 2017 года. Следовательно, часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, после 01 ноября 2017 года становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 16 статьи 52 Закона об арбитраже, споры в рамках арбитража, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, постоянно действующим третейским судом, утратившими право администрировать спор в соответствии с частью 13 настоящей статьи, продолжают рассматриваться третейским судом, и все функции по администрированию арбитража подлежат выполнению третейским судом как при арбитраже, осуществляемом третейским судом, образованным сторонами арбитража для разрешения конкретного спора, если стороны спора не договорятся об иной процедуре разрешения спора и если арбитражное соглашение не становится неисполнимым.

По смыслу статьи 45 Закона об арбитраже и в соответствии с пунктом 5 статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третейские суды, образованные сторонами арбитража для разрешения конкретного спора, не вправе рассматривать корпоративные споры.

Корпоративные споры, которые могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, приведены в части 1 статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Споры, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда, указаны в части 2 статьи 225.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 15 статьи 52 Закона об арбитраже, деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений, постоянно действующих третейских судов, осуществляющих администрирование споров на территории Российской Федерации с нарушением требований части 13 настоящей статьи, подлежит прекращению, а решения третейских судов, принятые в рамках арбитража, администрируемого указанными постоянно действующими арбитражными учреждениями, постоянно действующими третейскими судами в нарушение частей 13 и 16 настоящей статьи, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной настоящим Федеральным законом.

Согласно нормам процессуального законодательства Российской Федерации указанное выше может являться основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения.

Кроме того, согласно статье 43 Закона об арбитраже, внесение изменений в юридически значимые реестры (например, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Единый государственный реестр юридических лиц) осуществляется на основании исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Таким образом, основанием для внесения изменений является именно исполнительный лист, а не решение постоянно действующего арбитражного учреждения. При отсутствии исполнительного листа, изменения в юридически значимые реестры вноситься не могут.

Список постоянно действующих арбитражных учреждений (третейских судов), получивших право администрировать арбитраж в Российской Федерации

Наименование постоянно действующего арбитражного учреждения (третейского суда) Адрес постоянно действующего арбитражного учреждения (третейского суда)
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
109012, Москва, улица Ильинка, 6/1, c.1 (для почты).
Фактический адрес: Москва, улица Ильинка, 5/2
 E-mail: marine@tpprf.ru
Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
109012, Москва, улица Ильинка, 6/1, c.1 (для почты).
Фактический адрес: Москва, улица Ильинка, 5/2
Российский арбитражный центр при автономной некоммерческой организации "Российский Институт современного арбитража"
119017, Москва, Кадашевская набережная, 14, 3
Арбитражный центр при Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей"
Центральный аппарат:
109240, Москва, Котельническая набережная, 17
Национальный Центр Спортивного Арбитража при автономной некоммерческой организации "Спортивная Арбитражная Палата"
119991, Москва, Лужнецкая набережная, 8, 1

Иностранные арбитражные учреждения, признаваемые постоянно действующими арбитражными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации

  1. Гонконгский международный арбитражный центр (ГМАЦ) – Hong Kong International Arbitration Centre (HKIAC) (https://www.hkiac.org/)
  2. Венский международный арбитражный центр – Vienna International Arbitral Centre (VIAC) (https://www.viac.eu/en/)
Сервис временно не доступен